Ведомости,
22 сентября 2025 г.
Объем расторгнутых полисов в период охлаждения упал в первом полугодии
284 просмотра
Граждане в первом полугодии 2025 г. расторгли со страховщиками 3,7 млн договоров на 13 млрд руб. в период охлаждения, подсчитало Национальное рейтинговое агентство (НРА). Но если размер возвращенных сумм сократился на 20% год к году, то число расторгнутых договоров аномально возросло – год назад их было 345 304 шт. К страхователям относятся физлица, которые заключают отдельные и коллективные договоры. Доля возвращаемых премий в январе-июне в общем объеме сборов (1,8 трлн руб.) сократилась до 0,7% с 1,3% годом ранее.
Всплеск числа расторгнутых полисов связан с показателями одной небольшой компании (НРА ее не называет): не являясь лидером рынка, она продемонстрировала настолько высокий уровень расторжений, что ее данные оказали непропорциональное влияние на весь сегмент, объяснила «Ведомостям» старший директор рейтингов финансовых институтов рейтинговой службы НРА Айназ Хайруллина. Столь высокий индивидуальный уровень отказов – следствие специфической бизнес-модели организации и ее внутренних процессов, поэтому данные не отражают общерыночные тенденции, считает она.
Без учета этой компании возвраты в период охлаждения составили 12,8 млрд руб. по 259 000 договоров.
Зачем нужен период охлаждения
Период охлаждения дает право на безусловный отказ от договора добровольного страхования и возврат премии. Стандартный срок для большинства видов страхования – 14 дней, для страховок, связанных с кредитами или займами, и для инвестиционного и накопительного страхования жизни с разовым взносом (ИСЖ и НСЖ) – 30 дней, а также до третьего взноса, но не менее 4 недель для ИСЖ и НСЖ с регулярными платежами при сумме вложений до 1,5 млн руб., указывает НРА в исследовании.
Период охлаждения распространяется на основные добровольные виды страхования: страхование жизни, от несчастных случаев (НС) и болезней, медицинское, страхование транспортных средств, имущества граждан, гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, финрисков. С 1 сентября 2020 г. он также распространяется на случаи присоединения заемщика к договору коллективного страхования.
Банк России ввел период охлаждения в ответ на массовые злоупотребления при продаже страховых полисов в прежние годы, говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. В основном злоупотребления допускались банками и иными посредниками при кредитовании граждан: выдачи и условия кредитов зависели от приобретения клиентами страховых полисов, при этом сами полисы не имели значимой ценности для клиентов, указал он.
Динамика вернувшихся
Сокращение доли возвращаемых премий в их общем объеме (по расчетам регулятора, она уменьшилась до 0,9% с 1,6%) объясняется снижением объемов кредитного страхования жизни граждан (приобретается вместе с ссудой), результатами проводимой Банком России работы по росту информированности потребителей о качествах и характеристиках страховых продуктов и повышением клиентской ценности страховых услуг, сообщил представитель ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей».
Лидер по возвратам – добровольное страхование жизни, на него приходится 80,8% возвратов по сумме, или 10,5 млрд руб. При оформлении крупного кредита банк может настойчиво предлагать оформить страховку жизни и здоровья для снижения процентной ставки – клиент, сосредоточенный на получении кредита, соглашается, а потом отказывается, говорит Хайруллина. Также менеджеры в банках часто «пакетно» продают продукты, включая страховку, иногда маскируя ее под обязательную услугу, продолжает она. А полисы типа ИСЖ и НСЖ – сложный финансовый инструмент, замечает Хайруллина: агент мог подать его в выгодном свете, акцентируя внимание на доходности или выгодах, умалчивая о комиссиях, сроках и рисках.
Как страхователи отказывались от договоров в период охлаждения возврат премий, млрд руб.
1 полугодие 2023 – 28 2023 – 49
1 полугодие 2024 –16 2024 – 34
1 полугодие 2025 – 13 прогноз 2025 – 29
Источник: расчеты НРА на основе данных ЦБ РФ
Основной объем возвратов в добровольном страховании жизни (79%) – и во всех возвратах в принципе – пришелся как раз на НСЖ, пишет НРА: сумма выросла на 59,8% до 8,3 млрд руб., количество расторгнутых договоров – на 73,4% до 26 545. Рост связан с увеличением рынка, указал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Глеб Яковлев. Объем страховых премий в сегменте НСЖ за первое полугодие 2025 г. увеличился на 77% год к году до 518 млрд руб.
По ИСЖ сумма возвратов снизилась на 25,8% до 977 млн руб. По кредитному страхованию жизни – на 77,5% до 1 млрд руб., по рисковому – на 70,2% до 214 млн руб., следует из обзора.
В добровольном страховании имущества возвраты составили 600 млн руб., где 400 млн пришлось на возвраты по каско, 100 млн – на страхование домашнего имущества. Еще почти 500 млн руб. вернули по ДМС и 400 млн руб. – по страхованию финрисков, что также может быть связано со страхованием заемщиков, указывает агентство.
При сохранении тренда возврат премий в случае отказа страхователя от договора в период охлаждения по итогам 2025 г. составит порядка 30 млрд руб., что ниже уровней 2023–2024 гг. (на 12–39%), оценивает НРА.
Факторы невозврата
Уровень возвратов снижается благодаря сфокусированности ЦБ на борьбе с ключевыми проблемами рынка, пишет НРА: навязыванием платных услуг, недобросовестными продажами и мисселингом. Устойчивый тренд на снижение в период охлаждения, по словам Хайруллиной, наблюдается в 2023–2025 гг. Падающий показатель свидетельствует о том, что меры по улучшению качества продаж и продукта работают, снижаются практики навязывания, считает она.
В то же время объемы кредитования и сопутствующего страхования сокращаются, отмечает старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Басова. Взносы по страхованию заемщиков (включая кредитное страхование жизни, страхование от НС и болезней и ДМС) в первом полугодии 2025 г. сократились на 40% год к году до 77 млрд руб., указывал ЦБ в обзоре. После восстановления объемов кредитования рынок может снова увидеть рост расторжений договоров страхования в период охлаждения, полагает Басова.
Клиент может отказаться от договора из-за того, что принял эмоциональное решение заключить договор и передумал, посоветовался с близкими и его отговорили или нашел более подходящее предложение, объясняет директор по инвестициям «Ренессанс жизни» Владимир Тураев. В этом случае страховщик в полном объеме возвращает сумму, которая была направлена в договор страхования, и, как правило, такие выплаты происходят достаточно быстро, указал он.
Обычно клиенты отказываются от продуктов, которые они в явном виде не выбирали, говорит представитель ВСК. Дополнительным поводом отказа служит низкая клиентская ценность продукта, когда покрыты не те риски, которые интересны клиенту, добавил он. Также к отказу подталкивают растущие требования регулятора к прозрачности финансовых услуг, к информированию заемщиков о допуслугах и возможности отказа от них, указывает управляющий продуктом департамента личного страхования и страхования выезжающих за рубеж «РЕСО-гарантии» Вячеслав Фитискин.
Мария ВИКУЛОВА
Вся пресса за 22 сентября 2025 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Страхование жизни, Автострахование, Страхование имущества, Страхование от несчастных случаев, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 сентября 2025 г.

|
|
360.ru, 25 сентября 2025 г.
Бизнесмен Астафьев сообщил, что банки не имеют права навязывать сопутствующие услуги

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Глава КАПИТАЛ LIFE Гуревич рассказал о клиентской ценности страхования жизни

|
|
Газета.Ru, 25 сентября 2025 г.
В России выросла доля аварий по вине пожилых водителей

|
|
Коммерсантъ онлайн, 25 сентября 2025 г.
Экс руководство красноярского ФОМС ждет суд за нецелевое расходование

|
|
МК-Чебоксары, 25 сентября 2025 г.
Почти каждый пятый тракторист нарушает ПДД

|
|
Аргументы недели, 25 сентября 2025 г.
Экс-сотрудника ДПС задержали за участие в мошеннической схеме со страховками

|
|
Коммерсантъ онлайн, 25 сентября 2025 г.
Глава ВТБ допустил отказ от продажи «Росгосстраха»

|
|
Интерфакс, 25 сентября 2025 г.
Банк России обеспокоен низким уровнем выплат в практике банкострахования

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Зампред ЦБ: каждый третий случай по кредитному страхованию жизни не возмещается

|
|
korins.ru, 25 сентября 2025 г.
ВСС планирует разработать стандарты для повышения качества страхования заёмщиков

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
Костин: появились еще несколько претендентов на покупку «Росгосстраха»

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
В Черногории задержали члена группировки, похитившей у страховщиков 11 млн рублей

|
|
ТАСС, 25 сентября 2025 г.
ЦБ отметил важность деталей в вопросе перезапуска инвестиционного страхования жизни

|
|
Интерфакс, 25 сентября 2025 г.
ФАС готовит законопроект о допустимых условиях соглашений банков и страховщиков

|
|
Ведомости, 25 сентября 2025 г.
Водителей без ОСАГО предложили штрафовать по камерам раз в сутки

|
|
zakon.kz, 25 сентября 2025 г.
Установлен уровень убыточности в обязательном автостраховании на 2026 год

|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 25 сентября 2025 г.
Штрафы с камер за езду без ОСАГО предложили выписывать раз в сутки

|
 Остальные материалы за 25 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|